Как медитации меняют фрактальный рисунок сердечного ритма

Как медитации меняют фрактальный рисунок сердечного ритма

Если кратко: очень существенно. Процессы в коре головного мозга играют значимую роль в регуляции ритма сердца. Во время медитации происходит изменение состояния сознания. Это приводит к изменениям волновой структуры сердечного ритма. Наиболее явно это проявляется во фрактальном рисунке сердечного ритма.

Буквально одного беглого взгляда на этот фрактал достаточно, чтобы прийти к выводу о том, как прошла медитация.

Все варианты можно разделить на три группы:

1. Ничего не произошло.
2. Гармонизация и усложнение внутренней структуры сознания.
3. Из глубин бессознательного всплыли скрытые страхи и комплексы.

Ничего не произошло

Если фрактальный рисунок не изменился, то значит, что состояние сознания осталось обыденным, медитация не состоялась.
Для начала покажу, как выглядят разные жизненные (не медитативные) состояния. Если во время медитации фрактал будет похожим на что-то из этого, то медитация не состоялась.

Обыденное спокойное состояния сознания.

Во время прогулки.

Во время вождения автомобиля в городе.

Во время глубокого сна.

Конечно, если во время медитации, произойдет трансформация от варианта «вождение автомобиля» до «глубокого сна», то это можно считать процессом расслабления, то есть однозначно полезным явлением, но все же не медитацией. Это хорошая динамика для релаксационных процедур, но не более.

Гармонизация и усложнение внутренней структуры сознания

Если во фрактальном рисунке существенно уменьшилось хаоса, он приобрёл явно выраженную, математически совершенную и пластичную форму, то можно констатировать, что медитация удалась. Примечание. Глубокий сон тоже математически красив, но всё же простоват по своей структуре. Не путайте эти состояния. Медитация сложней чем глубокий сон.

Гармоничная медитация.

Мягкая, гармоничная медитация.

Сложная медитация. Процесс синтеза новых структур сознания.

Из глубин бессознательного всплыли скрытые страхи и комплексы

Во фрактальном рисунке это проявляется в виде «взрывов» и жёстких геометрических структур. Взрывы можно интерпретировать как страхи, разрушающие целостность структур сознания. А жёсткие геометрические фигуры — как комплексы, ограничивающие свободу ума, его гибкость.

Пример страхов.

А тут больше комплексов. Но страхи тоже проявляются.

Пример, когда и страхи, и комплексы сразу и в соизмеримых пропорциях.

Во время медитации могут происходить изменения в сторону одного из этих трёх типов. А также сложные метаморфозы, включающие все эти состояния. Чтобы их сделать наглядным нужно нарезать запись ритма сердца на части и спрессовать во фракталы в фазовой плоскости. Длительность сэмплов может быть разной. Выбор длительности зависит от того насколько быстро менялось состояния сознания. На практике имеет смысл использовать шаг от 1 до 10 минут (В этой статье я использовал 5-минутные фрагменты).

Анализ того, как меняется структура фрактала, позволяет сделать вывод о том, как менялось состояние сознания. Были ли вылеты из медитации, насколько существенными были помехи ума, удалось ли к концу медитации собрать из кусков своей психики что-то целостное или… можно порадоваться тому, что процесс медитации состоял из каскада пластичных преобразований, каждое из которых приводило к математически ещё более совершенной фигуре.

Практический интерес представляет анализ состояний до и после медитации. Конечно, сам факт погружения в сложное гармоническое состояние во время медитации в любом случае очень важен, но важно и «послевкусие», остающееся после медитации и то, насколько это послевкусие отличается от исходного состояния.

Важны этапы переходов между медитативными и обыденными состояниями.
В медитацию входят по-разному. У опытных это обычно выглядит как быстрый и спокойный нырок под воду. У менее опытных — долгим и постепенным процессом.

Выходы из медитации тоже важны. Возвращение в реальность отражает способность сохранять целостность внутренней структуры сознания. Медитация может быть пространством, в котором человек меняет себя, а может быть «спасительным одеялом», под которое он прячется лишь на время. Ужас возвращения в постылую реальность будет отражаться в структуре фрактала. Образно говоря, это может оказаться похожим на пробку, вылетающую из бутылки шампанского.

Эта классификация медитативных состояний сложилась у меня буквально на днях, но ей предшествовало целое десятилетие исследований различных практик саморегуляции. В какой-то момент времени я понял, что на самом деле всё просто — как в анекдоте про блондинку и динозавра.
Когда её спросили:
— Какова вероятность встретить динозавра, если она выйдет на улицу?
Она ответила:
— 50 на 50. Либо она встретит динозавра, либо нет.

С медитациями дело обстоит буквально чуток сложней, чем с вероятностью встретить динозавра на улице. Тут все же есть три варианта.

Ценность этой классификации я вижу в простоте и ясности. И в возможности на основе этого анализа принимать практические решения. Вот задумайтесь. Многие тысячи гуру предлагают обучить медитации. Миллионы людей по всему миру сидят на ковриках и делают вид, что медитируют.
А я предлагаю простой, но при этом точный способ узнать, встречаете ли во время этих медитации динозавра или нет.

Традиционно, медитация считается методом исследования умом самого себя. Я же предлагаю престать себя кусать за хвост, выйти из этого замкнутого круга, расширить, так сказать, свои горизонты представлений.

Логика подобного анализа основана на идеях третьей научной парадигмы (Синергетика, фрактальное подобие, теория детерминированного хаоса, нелинейные автоколебания, теория катастроф). В качестве метода исследования — фазовый портрет сердечного ритма в двухмерном пространстве.

Тем, кому интересно увидеть, как меняется фрактальный рисунок сердца во время медитаций, предлагаю выйти со мной на связь.

Telegram: @leonid-doroshenko

Подпишитесь на мой канал: Про ритм сердца и жизненную энергию