Warning: file_put_contents(./data/modules/stat/logs/log.2023-04-01.txt) [function.file-put-contents]: failed to open stream: Превышена дисковая квота in /var/www/u0707439/data/www/leonid-doroshenko.ru/data/modules/stat/_stat_52.php on line 175
Как измерить сексуальную энергию, анализируя сердечный ритм?

Как измерить сексуальную энергию, анализируя сердечный ритм?

Как измерить сексуальную энергию, анализируя сердечный ритм?

Сразу уточню, что никакого тайного энергетического канала, связывающего, к примеру, половые органы и что-то там, в ритме сердца я не открыл. Всё гораздо проще и при этом глобальнее. В основе предлагаемого мною способа исследования сексуальной энергии в сердечном ритме лежит, с одной стороны, теория архетипов, предложенная Карлом Юнгом, а с другой — идея единства психофизиологических функций и возможность с помощью метода ВСР исследовать динамику функционального состояния.

Про архетипы, индивидуальные образы партнёров и психическую структуру личности

Архетипы — это психические структуры, подспудно направляющие жизнь человека. Самыми главными архетипами, регулирующими взаимоотношения между мужчинами и женщинами, являются Анимус (мужское начало в женщине) и Анима (женское начало в мужской психике). Речь идёт о первоначальных структурах, существующих в коллективном бессознательном, порождающих индивидуальные образы мужчины и женщины.

Сам факт биологической разделённости на два пола оказывает настолько фундаментальное влияние на глубинные слои психики, что мы автоматически воспринимаем любые бинарные качества как проявление этих парных архетипов. В частности, проявление любой формы активности воспринимается как мужское качество, а пассивности — как женское. Это не значит, что мужчины не умеют расслабляться, а женщины быть активными. Конечно же, умеют, но всё равно, подсознательно мы воспринимаем активность как мужское качество, а пассивность как женское. Разделение качеств подобным образом было заложено ещё при племенном образе жизни.

Тогда роли были распределены жёстко: женщины сидят в пещерах, рожают детей и заботятся о них, а мужчины в это время промышляют на охоте. Лишь чуть более 100 лет назад развитие общественных отношений привело к размытию грани между сугубо мужскими и женскими ролями, но это не изменило архетипы, происхождение которых теряется в самом начале человеческой истории, а по сути, тянется ещё глубже.

Осознать существование архетипов удалось только тогда, когда произошёл этот социальный сдвиг. Теорию архетипов Карл Юнг создал, когда движение суфражисток уже произвело социальную революцию и женщины стали активно осваивать мужские роли, а мужчинам потребовалось приспосабливаться к этим изменениям.

Раньше поведение людей регламентировали религиозные, кастовые, сословные, а затем классовые установки, а архетипы проявлялись в основном в психических отклонениях, но их влияние до Юнга толком не осознавалось. Вернее, не осознавалось в рамках европейской научной мысли. Но представление о мужском и женском начале присутствует в традициях всех культур. На взаимодействии мужской и женской энергии основаны такие практики, как сексуальная тантра, сексуальное кунг-фу и огромное количество языческих культов поклонения богиням плодородия.

Но особенностью европейского пути развития, зародившегося в недрах средиземноморской цивилизации, стал путь подавления сексуальных энергий, демонизация женской природы. И только отец психоанализа Зигмунд Фрейда вернул сексуальности её созидательную движущую силу, а Карл Юнг указал на надличностную природу этой силы, ввёл термин «коллективное бессознательное» и уже там обнаружил изначальные архетипы, задающие отношения между мужчинами и женщинами — Анимус и Аниму.

В итоге выстроилась следующая структура психики.
Сначала Зигмунд Фрейд предложил деление психических явлений на сознательные и бессознательные, а в бессознательное поместил либидо — сексуальную энергию.

Затем Карл Юнг указал на существование в бессознательном более глубинного слоя, названного им коллективным бессознательным, так как его структурами являются архетипы, присущие всему человечеству. И уже трансляция психических первообразов, порожденных архетипами, в личное бессознательное снабжает их индивидуальными чертами.

Разворачивание этих образов в индивидуальных сюжетах при отсутствии их осознания может привести к повторению одних и тех же сценариев даже при смене реальных партнеров — образно говоря, человек всё время наступает на одни и те же грабли. В некоторых случаях эти сюжеты могут вообще препятствовать завязыванию отношений. А правильная и своевременная инициация архетипа может мгновенно преобразить личность и вывести на новый уровень развития. В общем, корни и наших успехов и проблем можно найти, исследуя то, как в психике активируются архетипы.

Примечание. Карл Юнг писал: «Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия».

Про регуляцию сердечного ритма

А теперь взглянем на вопрос с другой стороны — на то, как устроен процесс регуляции сердечного ритма. Если совсем кратко, сердечный ритм всё время меняется, находясь в поиске оптимального режима движения крови для снабжения организма кислородом и питательными веществами. А вся работа сложной системы нейрогуморальной регуляции, формирующей эту вариабельность сердечного ритма, сводится к непрерывному поиску равновесия между двумя командами — к мобилизации и расслаблению, которые в итоге приводят к учащению и урежению сердечного ритма. На графике кардиоинтервалограммы этот процесс реализуется в виде сложного сочетания волн разной длины и разной амплитуды.

Про единство психических и физиологических процессов

В этом вопросе сложилась парадоксальная ситуация, существующая в естествознании, но корнями уходящая ещё в религиозную картину мира. Библейское разделение понятий души и тела волевым решением Декарта было перенесено и на психику с физиологией (разум и тело по Декарту). Несмотря на то, что современная философия уже давно и очень далеко ушла от этого субстанциального дуализма, но, по сути, пропасть, заложенная картезианством, осталась и проявляется повсеместно. В итоге, психическими проблемами занимаются психологи, а телесными недугами — врачи. И даже в нашем бытовом сознании и, соответственно, в нашем языке, психическое и физиологическое существует отдельно, изредка пересекаясь в рамках психосоматики. Но истина заключается в том, что никаких психологических и физиологических процессов по отдельности не существует, а есть единый процесс жизни, который из-за особенностей устройства нашего ума оказался условно разделенным на эти части.

Но раз нашему уму так мыслить удобнее, и это отражается в нашем язык, служащем для выражения мыслей, то нам и дальше придётся использовать слова, описывающие психические и физиологические явления по отдельности. При этом предлагаю ни на секунду не забывать, что связь между ними есть, но она не прямолинейна. Невозможно же, к примеру, глядя на ритм сердца сказать, что вот тут человек испытывал то или иное чувство. Но, исследуя изменения сердечного ритма совместно с жизненным контекстом, можно достаточно ясно выявить синхронность психических и физиологических процессов. А чтобы выразить эту связь словами, я предложил использовать образно-символический язык при анализе сердечного ритма. Вернее, я предложил сразу две образно-символические системы в статье: «Я есть! А что об этом скажет сердце?».

Итак, по ритму сердца мы не можем судить о содержании психического послания, но легко можем судить о его форме. В принципе, говоря об архетипах, Юнг использовал похожую формулировку, что они существуют «…не в форме образов, наполненных содержанием, а лишь в формах без содержания…», которые определяют «восприятия и действия».

Архетипы и сердечный ритм

Если мы признаём существование архетипов и признаём идею единства психофизиологических функций, а также тот факт, что любая динамика жизненных процессов отражается в биении сердца, тогда автоматически следует признать, что команда к учащению сердечного ритма автоматически активирует мужской архетип, а команда к урежению — женский. Это если объяснить суть идеи совсем просто. А если немного сложнее, то я предлагаю взять за основу двухконтурную схему регуляции сердечного ритма по Баевскому — она автоматически превращается в схему двухуровневого анализа архетипов. Более детально эту идею я уже рассматривал в статье «Я есть! А что об этом скажет сердце? », а сейчас лишь кратко напоминаю об этом.

Выделяем два контура регуляции — автономный и центральный.

И, соединив эту схему с юнгианским анализом, проявление двух архетипов мы можем обнаружить: во-первых, в автономном контуре, соотнеся активацию мужского архетипа с усилением тонуса симпатического нерва, а женского — с усилением парасимпатического, а во-вторых, в соотношении самих контуров друг с другом. Центральный контур связан с мужским, а автономный — с женским архетипом. Логика тут очень простая: автономный занят регуляцией внутренних органов, а центральный, кроме того, что дублирует функции автономного, отвечает за взаимодействие с внешней средой. Внешние задачи — мужские функции, внутренние — женские. Для описания контуров я использовал образы Неба и Земли как проявление отцовского и материнского архетипа. Поясню, зачем я усложнил свою систему и, кроме собственно мужского и женского архетипа, выделил дополнительно ещё и отцовский с материнским. Идея состоит в следующем. Мужской и женский архетипы — это самые основные архетипы, и их я ассоциировал с работой автономного контура. А в бинарных отношениях между контурами регуляции возникает выход за границы телесных функций — появляется контакт с внешней средой. А какая пара архетипов в первую очередь связана с внешними ролями? Отец и мать. Мать обеспечивает питанием и заботой, а отец обучает и ограничивает свободу.

От теории к практике

И тут мы подходим к самому интересному — к вопросу, как это всё связать в целостную картину, имеющую практическое значение. Если мы признаём, что отношения с партнёром начинаются с внутреннего диалога с внутренним же образом, связанным с архетипом, и этот диалог или отсутствие диалога отражается в колебаниях сердечного ритма, то значит, что этот процесс может быть точно зафиксирован и измерен качественно и количественно, к примеру, с помощью спектрального анализа. Причём, речь идёт не только о явном мысленном диалоге, когда человек непосредственно думает о своём реальном или потенциальном партнёре, а вообще о фоновом психофизиологическом процессе, свойственном этому человеку. Собственно фоновый процесс всё и определяет. Он отражается во всем: в осанке, походке, эмоциях, тембре голоса, запахе и так далее. Ну и, конечно же, в сердечном ритме.

Из моих наблюдений

Помню, был очень показательный случай. Изучая записи сердечного ритма одной женщины за несколько лет, я сразу же обратил внимание на резкий переход от одного типа регуляции к другому. После того, как умер её муж, значение LF диапазона существенно уменьшилось и заблокировалось — исчезла какая-либо динамика LF. Смена типа сердечного ритма произошла именно скачком. В течение нескольких лет был один тип ритма, а сразу после смерти мужа стал другим — переключился на резервный тип: на смену динамики LF пришла динамика VLF. Если попытаться осмыслить этот факт, то возникают две версии. Ответ зависит от «главного вопроса философии»: бытие определяет сознание или сознание бытие? В первом случае можно считать, что смерть реального партнёра остановила диалог с внутренним образом, а во втором, что её муж жил, пока она была в состоянии поддерживать в себе контакт с внутренним образом партнёра, а когда устала, то и у мужа исчезли силы сопротивляться болезни. Лично я склонен считать, что оба процесса имеют место быть.

Конечно, слабый контакт с мужским архетипом далеко не всегда означает одиночество или смерть мужа. В статье «Что можно узнать, исследуя ритмы сердец у супругов», я привёл пример супружеской пары, союз которой основан на принципе компенсации. У мужа очень сильны мужские энергии, но слабы женские. А у его супруги всё наоборот. Союз, основанный на компенсации, позволяет более-менее эффективно, но при этом достаточно жёстко распределять роли в парных отношениях. Но это не решает проблем со здоровьем, скорее, даже провоцирует их, так как если социальные роли можно разделить жёстко, то ведь нельзя же выполнить какую-либо функцию внутри организма за партнёра, тут он должен справляться сам. Я говорю про единство психических и физиологических функций. Перекос в работе систем регуляции — это же не только перекос в работе бессознательных программ (архетипов), но и функциональное нарушение, которое может развиться в патологию.

А гармоничные, сложно организованные отношения между партнёрами подразумевают и сложный, гибкий диалог с бессознательными программами — внутренними образами и архетипами. А исходя из логики единства психических и физиологических функций, то это одновременно и физическое здоровье. Опять азбучная истина: одинокие люди живут меньше, чем люди, состоящие в браке. А дольше всех живут те, у кого счастливый брак. Ссылку на статистические исследования даже не буду давать. Подобных исследований было очень много.

А сейчас я скажу совсем уж очевидную банальность: когда у человека мало жизненных сил, он вымотан, находится в состоянии стресса, то ему не до любви. То есть, способность поддерживать любовные отношения требует ресурсов. С одной стороны, любовь поддерживает, а с другой стороны, требует силы на энергообмен. Эта мысль напоминает дзен-буддистский коан: «Если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох».

Конечно, физическое здоровье не гарантирует удачу в любви. Но, тем не менее, когда человек с медицинской точки зрения здоров, но стабильных партнёрских отношений завязать ему не удаётся, то «червоточинку» в сердечном ритме этих людей найти можно.
Приведу, к примеру, случай, который я уже рассматривал в статье «Динамический анализ ритма сердца и зигзагов судьбы в рамках биокибернетики, аюрведы, тибетской и китайской медицины». В той статье я привёл таблицы с динамикой спектральных значений и детально описал математические закономерности, но опустил некоторые нюансы личной жизни этого человека. Открою их сейчас.

Исследуя большое количество записей сердечного ритма у здорового тридцатилетнего мужчины, я обнаружил, что если подходить к анализу формально, сопоставляя результаты спектрального анализа с нормативами, предложенными международным научным сообществом в 1996 году, то можно было бы просто прийти к выводу, что его показатели укладываются в нормативы здоровья. Это если подойти к делу формально. Но когда я начал искать более тонкие математические закономерности, то обнаружил, что у него заблокирована динамика HF-диапазона. В обследованиях, сделанных на протяжении нескольких месяцев, относительное значение HF колебалось в пределах буквально нескольких десятых долей процента. При этом абсолютные значения HF менялись, причём в пределах нормативного коридора. Что было удивительным: периодически тип его сердечного ритма резко менялся и значение HF увеличивалось в разы как в абсолютных, так и в относительных значениях. То есть, жёсткая блокировка, державшаяся долгие месяцы, периодически резко исчезала. При этом самый слабый, да ещё вдобавок заблокированный спектральный диапазон, становился самым активным. А особенностью его личной жизни является чередование периодов апатии, когда ему ничего не хочется и он живёт, выполняя свои социальные функции на автомате, и периодов сильного воодушевления и увлечения какой-либо идеей. В отношениях с женщинами то же самое. Периоды одиночества периодически сменяются бурными кратковременными романами. Если исходить из того, что динамика HF-диапазона отражает диалог с женским архетипом, то вот вам и объяснение особенностей его личной жизни.

Напомню, как я обнаружил наличие отцовского комплекса у 15-летней девушки при анализе сердечного ритма, используя нагрузочную пробу в виде прослушивания записей поющих тибетских чаш. Этот пример описан в статье «Диагностика чакр с помощью нагрузочной пробы в домашних условиях».

Есть у меня и другие идеи, что можно использовать в качестве нагрузочной пробы для анализа индивидуальных особенностей взаимодействия с архетипами.

Возможна ли счастливая любовь, когда в сердечном ритме будут наблюдаться явные нарушения диалога с архетипом противоположного пола? Уверен, что да, но с одной очень важной оговоркой. Если речь идёт о духовной любви. Это для богатой эмоциональной и сексуальной жизни требуется активная работа автономного контура, а духовные процессы могут идти и на резервных механизмах центрального.

В принципе, многие пары сохраняют любовь до пожилого возраста, но постепенно она меняет свою форму, смещая телесные проявления на духовные. Кстати, в пожилом возрасте также уменьшается относительная доля автономного контура (LF и HF) и растёт доля центрального контура (VLF) при общем снижении абсолютных значений во всех диапазонах. Это перераспределение между работой контуров отражает и предложенный мною в предыдущей статье образный язык — уменьшение земного в пользу небесного.

Зачем нужно говорить об архетипах, почему нельзя было остаться в рамках фрейдовского либидо?

Тут всё просто. Дело в том, что во многих современных психологических практиках активно используется трансперсональный подход. И, в отличие от психоанализа, требующего десятков и сотен сеансов, он даёт более быстрый и при этом часто весьма стойкий эффект, так как основан на сценарии инициации — ритуале перехода. Инициация — это всегда резкий переход из одного состояния в другое. При этом инициация обязательно предусматривает включение архетипов. Более того, выделяют даже АРХЕТИП ИНИЦИАЦИИ как отдельный архетип.

Речь может идти о самых разных техниках и практиках — от архаичных шаманских практик, занятий тантрой до современных авторских подходов. И этот резкий переход от одного состояния к другому обязательно будет сопровождаться сменой типа сердечного ритма. Как именно будет меняться ритм после инициации — это большой отдельный разговор. И надеюсь, что я к нему буду неоднократно возвращаться уже на уровне практических примеров.

В общем, как ни крути, можно мыслить категориями архетипов, оперировать понятиями различных архаичных духовных практик или даже терминами общего адаптационного синдрома, но вывод един: любые отношения можно рассматривать не только в психологической плоскости, но и как обмен энергией. А так как именно динамика движения крови (гемодинамика) отражает энергетический обмен организма с внешней средой, то очень разумно исследовать сердечный ритм в каждой ситуации, когда возникает вопрос, в том числе и про взаимоотношения мужчины и женщины.

Если честно, я не понимаю, почему кроме меня никому не пришло в голову, исследуя сердечные дела, обратить внимание на сердечный ритм. Вернее, о том, как бьётся сердце от любви, пишут стихи и поют песни, но мне не известно, чтобы кто-то занимался математическим анализом этого процесса. Конечно, мне встречались исследования, построенные на прямолинейной логике, например, исследование роста ЧСС во время оргазма, но о связи архетипов Анимус и Анима с двухконтурной схемой регуляции сердечного ритма я, похоже, заявил первым.

Что я предлагаю? Всем, кто профессионально занимается обучением тантре, сексуальному кунг-фу, созерцательным практикам, современным авторским подходам к сексологии и пр., либо планирует лично принять участие в подобных практиках, я предлагаю включиться в исследования сердечного ритма.

Что я могу гарантировать?

Я обучу, как грамотно записывать сердечный ритм и как правильно интерпретировать те изменения в сердечном ритме, которые будут происходить в процессе и после занятий психологической или духовной практикой. Самое главное, мои выводы не нужно будет слепо принимать на веру, так как я обучу самой методике исследования сердечного ритма. Во всяком случае, я дам необходимые азы и ориентиры для более углублённого знакомства с методом ВСР. Я считаю очень важным, чтобы каждый человек смог научиться понимать язык своего сердца. Это моя принципиальная позиция, описанная мной в статье «Новые «горячие» технологии разрушают архаичную модель отношений врача и пациента». Но если в той статье речь шла о революции в отношениях между врачом и пациентом, то сейчас я говорю о том, что и в отношениях «учитель-ученик» (а психолог часто выступает не только как врач, но и как учитель) должны произойти изменения. Вместо односторонней схемы, когда учитель говорит, а ученик внимает и исполняет, необходимо перейти к активному двустороннему обмену информацией, который позволит гибко корректировать процесс передачи знаний от учителя к ученику. При этом повышение качества информации, идущей от ученика, обогащает новыми знаниями и самого учителя.
Эта трансформация произойдёт, если и учитель и ученик будут понимать язык сердца и активно использовать при своём взаимодействии. Ну, а я свою роль вижу в том, чтобы научить всех этому языку.

Моя электронная почта: leonid.doroshenko@gmail.com
В теме письма укажите: «Сексуальная энергия и сердечный ритм».