Как измерить сексуальную энергию, анализируя сердечный ритм?

Как измерить сексуальную энергию, анализируя сердечный ритм?

Сразу уточню, что никакого тайного энергетического канала, связывающего, к примеру, половые органы и что-то там, в ритме сердца я не открыл. Всё гораздо проще и при этом глобальнее. В основе предлагаемого мною способа исследования сексуальной энергии в сердечном ритме лежит, с одной стороны, теория архетипов, предложенная Карлом Юнгом, а с другой — идея единства психофизиологических функций и возможность с помощью метода ВСР исследовать динамику функционального состояния.

Про архетипы, индивидуальные образы партнёров и психическую структуру личности

Архетипы — это психические структуры, подспудно направляющие жизнь человека. Самыми главными архетипами, регулирующими взаимоотношения между мужчинами и женщинами, являются Анимус (мужское начало в женщине) и Анима (женское начало в мужской психике). Речь идёт о первоначальных структурах, существующих в коллективном бессознательном, порождающих индивидуальные образы мужчины и женщины.

Сам факт биологической разделённости на два пола оказывает настолько фундаментальное влияние на глубинные слои психики, что мы автоматически воспринимаем любые бинарные качества как проявление этих парных архетипов. В частности, проявление любой формы активности воспринимается как мужское качество, а пассивности — как женское. Это не значит, что мужчины не умеют расслабляться, а женщины быть активными. Конечно же, умеют, но всё равно, подсознательно мы воспринимаем активность как мужское качество, а пассивность как женское. Разделение качеств подобным образом было заложено ещё при племенном образе жизни.

Тогда роли были распределены жёстко: женщины сидят в пещерах, рожают детей и заботятся о них, а мужчины в это время промышляют на охоте. Лишь чуть более 100 лет назад развитие общественных отношений привело к размытию грани между сугубо мужскими и женскими ролями, но это не изменило архетипы, происхождение которых теряется в самом начале человеческой истории, а по сути, тянется ещё глубже.

Осознать существование архетипов удалось только тогда, когда произошёл этот социальный сдвиг. Теорию архетипов Карл Юнг создал, когда движение суфражисток уже произвело социальную революцию и женщины стали активно осваивать мужские роли, а мужчинам потребовалось приспосабливаться к этим изменениям.

Раньше поведение людей регламентировали религиозные, кастовые, сословные, а затем классовые установки, а архетипы проявлялись в основном в психических отклонениях, но их влияние до Юнга толком не осознавалось. Вернее, не осознавалось в рамках европейской научной мысли. Но представление о мужском и женском начале присутствует в традициях всех культур. На взаимодействии мужской и женской энергии основаны такие практики, как сексуальная тантра, сексуальное кунг-фу и огромное количество языческих культов поклонения богиням плодородия.

Но особенностью европейского пути развития, зародившегося в недрах средиземноморской цивилизации, стал путь подавления сексуальных энергий, демонизация женской природы. И только отец психоанализа Зигмунд Фрейда вернул сексуальности её созидательную движущую силу, а Карл Юнг указал на надличностную природу этой силы, ввёл термин «коллективное бессознательное» и уже там обнаружил изначальные архетипы, задающие отношения между мужчинами и женщинами — Анимус и Аниму.

В итоге выстроилась следующая структура психики.
Сначала Зигмунд Фрейд предложил деление психических явлений на сознательные и бессознательные, а в бессознательное поместил либидо — сексуальную энергию.

Затем Карл Юнг указал на существование в бессознательном более глубинного слоя, названного им коллективным бессознательным, так как его структурами являются архетипы, присущие всему человечеству. И уже трансляция психических первообразов, порожденных архетипами, в личное бессознательное снабжает их индивидуальными чертами.

Разворачивание этих образов в индивидуальных сюжетах при отсутствии их осознания может привести к повторению одних и тех же сценариев даже при смене реальных партнеров — образно говоря, человек всё время наступает на одни и те же грабли. В некоторых случаях эти сюжеты могут вообще препятствовать завязыванию отношений. А правильная и своевременная инициация архетипа может мгновенно преобразить личность и вывести на новый уровень развития. В общем, корни и наших успехов и проблем можно найти, исследуя то, как в психике активируются архетипы.

Примечание. Карл Юнг писал: «Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия».

Про регуляцию сердечного ритма

А теперь взглянем на вопрос с другой стороны — на то, как устроен процесс регуляции сердечного ритма. Если совсем кратко, сердечный ритм всё время меняется, находясь в поиске оптимального режима движения крови для снабжения организма кислородом и питательными веществами. А вся работа сложной системы нейрогуморальной регуляции, формирующей эту вариабельность сердечного ритма, сводится к непрерывному поиску равновесия между двумя командами — к мобилизации и расслаблению, которые в итоге приводят к учащению и урежению сердечного ритма. На графике кардиоинтервалограммы этот процесс реализуется в виде сложного сочетания волн разной длины и разной амплитуды.

Про единство психических и физиологических процессов

В этом вопросе сложилась парадоксальная ситуация, существующая в естествознании, но корнями уходящая ещё в религиозную картину мира. Библейское разделение понятий души и тела волевым решением Декарта было перенесено и на психику с физиологией (разум и тело по Декарту). Несмотря на то, что современная философия уже давно и очень далеко ушла от этого субстанциального дуализма, но, по сути, пропасть, заложенная картезианством, осталась и проявляется повсеместно. В итоге, психическими проблемами занимаются психологи, а телесными недугами — врачи. И даже в нашем бытовом сознании и, соответственно, в нашем языке, психическое и физиологическое существует отдельно, изредка пересекаясь в рамках психосоматики. Но истина заключается в том, что никаких психологических и физиологических процессов по отдельности не существует, а есть единый процесс жизни, который из-за особенностей устройства нашего ума оказался условно разделенным на эти части.

Но раз нашему уму так мыслить удобнее, и это отражается в нашем язык, служащем для выражения мыслей, то нам и дальше придётся использовать слова, описывающие психические и физиологические явления по отдельности. При этом предлагаю ни на секунду не забывать, что связь между ними есть, но она не прямолинейна. Невозможно же, к примеру, глядя на ритм сердца сказать, что вот тут человек испытывал то или иное чувство. Но, исследуя изменения сердечного ритма совместно с жизненным контекстом, можно достаточно ясно выявить синхронность психических и физиологических процессов. А чтобы выразить эту связь словами, я предложил использовать образно-символический язык при анализе сердечного ритма. Вернее, я предложил сразу две образно-символические системы в статье: «Я есть! А что об этом скажет сердце?».

Итак, по ритму сердца мы не можем судить о содержании психического послания, но легко можем судить о его форме. В принципе, говоря об архетипах, Юнг использовал похожую формулировку, что они существуют «…не в форме образов, наполненных содержанием, а лишь в формах без содержания…», которые определяют «восприятия и действия».

Архетипы и сердечный ритм

Если мы признаём существование архетипов и признаём идею единства психофизиологических функций, а также тот факт, что любая динамика жизненных процессов отражается в биении сердца, тогда автоматически следует признать, что команда к учащению сердечного ритма автоматически активирует мужской архетип, а команда к урежению — женский. Это если объяснить суть идеи совсем просто. А если немного сложнее, то я предлагаю взять за основу двухконтурную схему регуляции сердечного ритма по Баевскому — она автоматически превращается в схему двухуровневого анализа архетипов. Более детально эту идею я уже рассматривал в статье «Я есть! А что об этом скажет сердце? », а сейчас лишь кратко напоминаю об этом.

Выделяем два контура регуляции — автономный и центральный.

И, соединив эту схему с юнгианским анализом, проявление двух архетипов мы можем обнаружить: во-первых, в автономном контуре, соотнеся активацию мужского архетипа с усилением тонуса симпатического нерва, а женского — с усилением парасимпатического, а во-вторых, в соотношении самих контуров друг с другом. Центральный контур связан с мужским, а автономный — с женским архетипом. Логика тут очень простая: автономный занят регуляцией внутренних органов, а центральный, кроме того, что дублирует функции автономного, отвечает за взаимодействие с внешней средой. Внешние задачи — мужские функции, внутренние — женские. Для описания контуров я использовал образы Неба и Земли как проявление отцовского и материнского архетипа. Поясню, зачем я усложнил свою систему и, кроме собственно мужского и женского архетипа, выделил дополнительно ещё и отцовский с материнским. Идея состоит в следующем. Мужской и женский архетипы — это самые основные архетипы, и их я ассоциировал с работой автономного контура. А в бинарных отношениях между контурами регуляции возникает выход за границы телесных функций — появляется контакт с внешней средой. А какая пара архетипов в первую очередь связана с внешними ролями? Отец и мать. Мать обеспечивает питанием и заботой, а отец обучает и ограничивает свободу.

От теории к практике

И тут мы подходим к самому интересному — к вопросу, как это всё связать в целостную картину, имеющую практическое значение. Если мы признаём, что отношения с партнёром начинаются с внутреннего диалога с внутренним же образом, связанным с архетипом, и этот диалог или отсутствие диалога отражается в колебаниях сердечного ритма, то значит, что этот процесс может быть точно зафиксирован и измерен качественно и количественно, к примеру, с помощью спектрального анализа. Причём, речь идёт не только о явном мысленном диалоге, когда человек непосредственно думает о своём реальном или потенциальном партнёре, а вообще о фоновом психофизиологическом процессе, свойственном этому человеку. Собственно фоновый процесс всё и определяет. Он отражается во всем: в осанке, походке, эмоциях, тембре голоса, запахе и так далее. Ну и, конечно же, в сердечном ритме.

Из моих наблюдений

Помню, был очень показательный случай. Изучая записи сердечного ритма одной женщины за несколько лет, я сразу же обратил внимание на резкий переход от одного типа регуляции к другому. После того, как умер её муж, значение LF диапазона существенно уменьшилось и заблокировалось — исчезла какая-либо динамика LF. Смена типа сердечного ритма произошла именно скачком. В течение нескольких лет был один тип ритма, а сразу после смерти мужа стал другим — переключился на резервный тип: на смену динамики LF пришла динамика VLF. Если попытаться осмыслить этот факт, то возникают две версии. Ответ зависит от «главного вопроса философии»: бытие определяет сознание или сознание бытие? В первом случае можно считать, что смерть реального партнёра остановила диалог с внутренним образом, а во втором, что её муж жил, пока она была в состоянии поддерживать в себе контакт с внутренним образом партнёра, а когда устала, то и у мужа исчезли силы сопротивляться болезни. Лично я склонен считать, что оба процесса имеют место быть.

Конечно, слабый контакт с мужским архетипом далеко не всегда означает одиночество или смерть мужа. В статье «Что можно узнать, исследуя ритмы сердец у супругов», я привёл пример супружеской пары, союз которой основан на принципе компенсации. У мужа очень сильны мужские энергии, но слабы женские. А у его супруги всё наоборот. Союз, основанный на компенсации, позволяет более-менее эффективно, но при этом достаточно жёстко распределять роли в парных отношениях. Но это не решает проблем со здоровьем, скорее, даже провоцирует их, так как если социальные роли можно разделить жёстко, то ведь нельзя же выполнить какую-либо функцию внутри организма за партнёра, тут он должен справляться сам. Я говорю про единство психических и физиологических функций. Перекос в работе систем регуляции — это же не только перекос в работе бессознательных программ (архетипов), но и функциональное нарушение, которое может развиться в патологию.

А гармоничные, сложно организованные отношения между партнёрами подразумевают и сложный, гибкий диалог с бессознательными программами — внутренними образами и архетипами. А исходя из логики единства психических и физиологических функций, то это одновременно и физическое здоровье. Опять азбучная истина: одинокие люди живут меньше, чем люди, состоящие в браке. А дольше всех живут те, у кого счастливый брак. Ссылку на статистические исследования даже не буду давать. Подобных исследований было очень много.

А сейчас я скажу совсем уж очевидную банальность: когда у человека мало жизненных сил, он вымотан, находится в состоянии стресса, то ему не до любви. То есть, способность поддерживать любовные отношения требует ресурсов. С одной стороны, любовь поддерживает, а с другой стороны, требует силы на энергообмен. Эта мысль напоминает дзен-буддистский коан: «Если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох».

Конечно, физическое здоровье не гарантирует удачу в любви. Но, тем не менее, когда человек с медицинской точки зрения здоров, но стабильных партнёрских отношений завязать ему не удаётся, то «червоточинку» в сердечном ритме этих людей найти можно.
Приведу, к примеру, случай, который я уже рассматривал в статье «Динамический анализ ритма сердца и зигзагов судьбы в рамках биокибернетики, аюрведы, тибетской и китайской медицины». В той статье я привёл таблицы с динамикой спектральных значений и детально описал математические закономерности, но опустил некоторые нюансы личной жизни этого человека. Открою их сейчас.

Исследуя большое количество записей сердечного ритма у здорового тридцатилетнего мужчины, я обнаружил, что если подходить к анализу формально, сопоставляя результаты спектрального анализа с нормативами, предложенными международным научным сообществом в 1996 году, то можно было бы просто прийти к выводу, что его показатели укладываются в нормативы здоровья. Это если подойти к делу формально. Но когда я начал искать более тонкие математические закономерности, то обнаружил, что у него заблокирована динамика HF-диапазона. В обследованиях, сделанных на протяжении нескольких месяцев, относительное значение HF колебалось в пределах буквально нескольких десятых долей процента. При этом абсолютные значения HF менялись, причём в пределах нормативного коридора. Что было удивительным: периодически тип его сердечного ритма резко менялся и значение HF увеличивалось в разы как в абсолютных, так и в относительных значениях. То есть, жёсткая блокировка, державшаяся долгие месяцы, периодически резко исчезала. При этом самый слабый, да ещё вдобавок заблокированный спектральный диапазон, становился самым активным. А особенностью его личной жизни является чередование периодов апатии, когда ему ничего не хочется и он живёт, выполняя свои социальные функции на автомате, и периодов сильного воодушевления и увлечения какой-либо идеей. В отношениях с женщинами то же самое. Периоды одиночества периодически сменяются бурными кратковременными романами. Если исходить из того, что динамика HF-диапазона отражает диалог с женским архетипом, то вот вам и объяснение особенностей его личной жизни.

Напомню, как я обнаружил наличие отцовского комплекса у 15-летней девушки при анализе сердечного ритма, используя нагрузочную пробу в виде прослушивания записей поющих тибетских чаш. Этот пример описан в статье «Диагностика чакр с помощью нагрузочной пробы в домашних условиях».

Есть у меня и другие идеи, что можно использовать в качестве нагрузочной пробы для анализа индивидуальных особенностей взаимодействия с архетипами.

Возможна ли счастливая любовь, когда в сердечном ритме будут наблюдаться явные нарушения диалога с архетипом противоположного пола? Уверен, что да, но с одной очень важной оговоркой. Если речь идёт о духовной любви. Это для богатой эмоциональной и сексуальной жизни требуется активная работа автономного контура, а духовные процессы могут идти и на резервных механизмах центрального.

В принципе, многие пары сохраняют любовь до пожилого возраста, но постепенно она меняет свою форму, смещая телесные проявления на духовные. Кстати, в пожилом возрасте также уменьшается относительная доля автономного контура (LF и HF) и растёт доля центрального контура (VLF) при общем снижении абсолютных значений во всех диапазонах. Это перераспределение между работой контуров отражает и предложенный мною в предыдущей статье образный язык — уменьшение земного в пользу небесного.

Зачем нужно говорить об архетипах, почему нельзя было остаться в рамках фрейдовского либидо?

Тут всё просто. Дело в том, что во многих современных психологических практиках активно используется трансперсональный подход. И, в отличие от психоанализа, требующего десятков и сотен сеансов, он даёт более быстрый и при этом часто весьма стойкий эффект, так как основан на сценарии инициации — ритуале перехода. Инициация — это всегда резкий переход из одного состояния в другое. При этом инициация обязательно предусматривает включение архетипов. Более того, выделяют даже АРХЕТИП ИНИЦИАЦИИ как отдельный архетип.

Речь может идти о самых разных техниках и практиках — от архаичных шаманских практик, занятий тантрой до современных авторских подходов. И этот резкий переход от одного состояния к другому обязательно будет сопровождаться сменой типа сердечного ритма. Как именно будет меняться ритм после инициации — это большой отдельный разговор. И надеюсь, что я к нему буду неоднократно возвращаться уже на уровне практических примеров.

В общем, как ни крути, можно мыслить категориями архетипов, оперировать понятиями различных архаичных духовных практик или даже терминами общего адаптационного синдрома, но вывод един: любые отношения можно рассматривать не только в психологической плоскости, но и как обмен энергией. А так как именно динамика движения крови (гемодинамика) отражает энергетический обмен организма с внешней средой, то очень разумно исследовать сердечный ритм в каждой ситуации, когда возникает вопрос, в том числе и про взаимоотношения мужчины и женщины.

Если честно, я не понимаю, почему кроме меня никому не пришло в голову, исследуя сердечные дела, обратить внимание на сердечный ритм. Вернее, о том, как бьётся сердце от любви, пишут стихи и поют песни, но мне не известно, чтобы кто-то занимался математическим анализом этого процесса. Конечно, мне встречались исследования, построенные на прямолинейной логике, например, исследование роста ЧСС во время оргазма, но о связи архетипов Анимус и Анима с двухконтурной схемой регуляции сердечного ритма я, похоже, заявил первым.

Что я предлагаю? Всем, кто профессионально занимается обучением тантре, сексуальному кунг-фу, созерцательным практикам, современным авторским подходам к сексологии и пр., либо планирует лично принять участие в подобных практиках, я предлагаю включиться в исследования сердечного ритма.

Что я могу гарантировать?

Я обучу, как грамотно записывать сердечный ритм и как правильно интерпретировать те изменения в сердечном ритме, которые будут происходить в процессе и после занятий психологической или духовной практикой. Самое главное, мои выводы не нужно будет слепо принимать на веру, так как я обучу самой методике исследования сердечного ритма. Во всяком случае, я дам необходимые азы и ориентиры для более углублённого знакомства с методом ВСР. Я считаю очень важным, чтобы каждый человек смог научиться понимать язык своего сердца. Это моя принципиальная позиция, описанная мной в статье «Новые «горячие» технологии разрушают архаичную модель отношений врача и пациента». Но если в той статье речь шла о революции в отношениях между врачом и пациентом, то сейчас я говорю о том, что и в отношениях «учитель-ученик» (а психолог часто выступает не только как врач, но и как учитель) должны произойти изменения. Вместо односторонней схемы, когда учитель говорит, а ученик внимает и исполняет, необходимо перейти к активному двустороннему обмену информацией, который позволит гибко корректировать процесс передачи знаний от учителя к ученику. При этом повышение качества информации, идущей от ученика, обогащает новыми знаниями и самого учителя.
Эта трансформация произойдёт, если и учитель и ученик будут понимать язык сердца и активно использовать при своём взаимодействии. Ну, а я свою роль вижу в том, чтобы научить всех этому языку.

Моя электронная почта: leonid.doroshenko@gmail.com
В теме письма укажите: «Сексуальная энергия и сердечный ритм».