Я есть! А что об этом скажет сердце?

Я есть! А что об этом скажет сердце?

Два подхода к образно-символическому анализу сердечного ритма

Продолжаю тему образно-символического анализа сердечного ритма. На этот раз будем исследовать динамический ответ сердца в тот момент, когда человек делает заявку миру о том, что он есть. Для этого я предлагаю использовать хорошо известную в физиологии ортостатическую пробу, только анализировать её будем, не ограничиваясь поиском физиологического смысла, как это принято в естествознании, а используя два варианта образно-символического подхода. Первый — как творческий способ интерпретации физиологического значения, а второй — духовно-психологического.

Идея очень простая. Сравниваем сердечный ритм в двух состояниях: когда человек лежит и когда человек стоит. Когда человек спокойно лежит и ничего не делает, то его как бы нет (я тихо себе лежу, никого не трогаю и особо не отсвечиваю), а когда он встаёт, то невольно делает этим некоторую заявку миру, дескать, вот он я поднялся. Я есть! Это два разных психологических состояния, и можно даже говорить о двух разных состояниях духа. Кстати, многие как религиозные, так и светские ритуалы очень ясно регламентируют, когда можно лежать, а когда нужно стоять. Ясное понимание различий между этими двумя состояниями в психическом и духовном аспекте прослеживается во всей человеческой культуре. А я лишь предложил оценивать эту разницу с помощью ортостатической пробы. Физиологов в ней интересует исключительно механизмы адаптации и функциональные возможности, а я предлагаю исследовать тот психологический и духовный посыл, который несёт переход тела из горизонтального в вертикальное положение.

Как осуществляется опыт? Как самая обычная ортостатическая проба. Человек лежит на кушетке или на кровати. Неважно на чём, важно лишь обеспечить удобное лежачее место, которое по возможности будет восприниматься человеком нейтрально. Не нужно, чтобы он утопал в перинах, и не нужно, чтобы он ворочался на твёрдой неудобной поверхности. Лежать нужно пять минут, потом нужно встать, занять удобное положение и стоять ещё пять минут, не меняя позы. Итого получается 5 минут лежа, примерно минута на адаптацию к смене состояния и ещё пять минут стоя — итого 11 минут. Всё это время проводится запись ЭКГ, на основе которой строится график изменения сердечного ритма — кардиоинтервалограмма или, попросту говоря, ритмограмма сердца. А потом проводится спектральный анализ сердечного ритма и строится график, отражающий изменение мощности волн различной длины.

Исследуется три волновых диапазона и их суммарная мощность:
TP, mc^2 — общая мощность волн
VLF, mc^2 — мощность волн длительностью 25–333 с
LF, mc^2 — мощность волн длительностью 6,5–25 с
HF, mc^2 — мощность волн длительностью 2,5–6,5 с
А пятиминутные участки требуются для анализа, чтобы зафиксировать на них несколько длинных волн.

Каждый диапазон имеет своё физиологическое значение. Оно общеизвестно, и я его подробно описывал в статье: Вариабельность сердечного ритма: забытое наследие космической медицины СССР. И в той же статье есть скриншоты разных типов ритмограмм, наглядно иллюстрирующие то, о каких именно волнах идёт речь. А сейчас приведу очень краткое описание.
Короткие волны (HF) отражают активность парасимпатического отдела автономной нервной системы.
Волны средней длины (LF) — симпатического отдела автономной нервной системы.
Длинные волны (VLF) — сложное нейрогуморальное влияние центральной нервной системы, включая головной мозг, и эндокринной системы.
Чтобы было понятней, как динамика волн отражает изменение состояния человека, я использую образное описание. В этой статье будет два варианта образного описания: образное физиологическое и образное духовно-психологическое.

Образное описание физиологического значения

Давайте вместо сердца представим лошадку, а вместо трёх волновых диапазонов амуницию, с помощью которой всадник подаёт команды: уздечку, шпоры и плётку.
Если нужно притормозить всадник натягивает уздечку, а когда ускориться — пришпоривает. А когда нужно сильно-сильно ускориться, то в ход идёт плётка.
Не считайте меня извергом. Я всячески приветствую новые методики доверительного управления лошадью, но, сколько я ни пытался придумать более наглядные и простые образы, пока ничего лучше не придумал. В конце концов, несколько тысячелетий всадники использовали эту амуницию, и фразы «пришпорить», «натянуть поводья», «подстегнуть» давно стали устойчивыми образными выражениями. Поэтому при изучении графиков я предлагаю не умничать, не играть в наукообразность и вместо фразы «усилилось влияние центральной нервной системы, включающей в себя мозг, и эндокринных механизмов регуляции сердечным ритмом», просто говорить — «подстегнул нагайкой».

На графике динамики спектрального анализа сердечного ритма эта «амуниция» выглядит так:
Поводья — зеленая линия (HF). Натянул поводья — линия вверх, сердце стало биться реже. Отпустил — линия вниз, сердце стало биться чаще.
Шпоры — красная линия (LF). Пришпорил — линия вверх, сердце стало биться чаще. Ослабил — линия вниз, сердце стало биться реже.
Нагайка — синяя линия (VLF). Стеганул — линия вверх. Перестал стегать — линия вниз. Тут эффект подобен шпорам.
Черная линия (TP) — общая мощность спектра. Увеличение затрат энергии — линия вверх. Снижение затрат энергии — линия вниз. Речь идёт о затратах энергии на регуляцию сердечного ритма (сколько энергии всадник тратит на управление лошадью).

Начнём с практического примера. С самого простого и самого логичного.

На этом графике показано изменение мощности волн в трёх диапазонах и их суммарной мощности. По оси ординат — мощность волн в миллисекундах в квадрате. Кому будет любопытно, почему квадратное время стало эквивалентом жизненной энергии, прочитайте об этом в статье: Про квадратное время, пространство и энергию. По оси абсцисс — слева направо: 1 — параметры в состоянии лёжа; 2 — стоя. Тут работают только шпоры. Чтобы встать человек немного пришпорил свою «лошадь». Поводья и нагайку не использовал.

А вот ещё один пример. Но с подвохом.

Тут работа с одними поводьями. Чтобы встать, человек опустил поводья, и его лошадка радостно заржав, поскакала. А подвох тут в следующем. Это график ортостатической пробы профессионального футболиста. У спортсменов очень часто бывает перетренированное сердце. И чтобы просто лежать, требуется, образно говоря, держать поводья всё время натянутыми. Зато, чтобы встать, не нужно использовать шпоры, достаточно опустить поводья, «форсированная» лошадка итак бодро вскочит. Естественно, что любой «форсаж» чреват последствиями в долговременной перспективе. Хоть форсаж мотора, хоть сердца сокращает ресурс жизни.

С образным анализом физиологического значения всё очень просто. Но мы же исследуем явление человека себя миру, поэтому интересно осознать и духовно-психологическое значение ортостатической пробы. Для этого будем использовать второй вариант образно-символического описания.

Образное описание духовно-психологического значения

О том, как я пришёл к этой идее, я рассказывал в статье: Путешествие к месту силы в сновидении наяву, или мой путь к образно-символическому анализу сердечного ритма, а сейчас кратко напомню основные моменты. Прежде всего, я осознал важность образного описания, так как оно включает правое полушарие мозга, и результат анализа ставится более понятным, целостным. Если первоначально я сам рассматривал образное описание лишь как некий компромиссный способ быстрого донесения сути до непрофессионалов (пациентов), то в итоге понял, что образный язык открывает новые возможности, которые в принципе невозможно реализовать, оставаясь в рамках естествознания. В частности, использование образов позволило соединить анализ сердечного ритма с юнгианским анализом.

Я взял официально признанную двухконтурную систему регуляции сердечного ритма по Баевскому. Кстати, она уже сама по себе является образной (абстрактной) системой и предлагает рассматривать синхронно сразу два процесса — регуляцию сердечного ритма и взаимодействие организма с внешней средой. А так как это биокибернетическая схема, то там вместо нейрогуморальной регуляции используются такое абстрактное понятие, как «контуры регуляции», и выделены два контура — центральный и автономный.

Автономный контур занят регуляцией внутренних органов, а центральный взаимодействием с внешней средой, при этом частично дублирует функции автономного.


Если прямолинейно переводить биокибернетический подход в психологию, то мы не уйдем дальше бихевиоризма. А мне гораздо интересней юнгианский подход, поэтому я вместо контуров регуляции ввёл образы «небо» и «земля».

Непосредственно у Юнга образы неба и земли используются лишь как проявление архетипов Отца и Матери. В частности, образ Матери-земли, по Юнгу, является выражением хтонического образа матери, олицетворяющего собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

Сначала я самостоятельно пришёл к убеждению, что образы неба и земли хорошо иллюстрируют то, как взаимодействие человека с миром отражается в сердечном ритме. А уже позже сам факт использования терминов «небо» и «земля» в качестве архетипов я обнаружил в книге ЗНАЧЕНИЕ АРХЕТИПА ЗЕМЛИ ДЛЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Эриха Ноймана, ученика Карла Юнга. Вот что он пишет о взаимодействие архетипов неба и земли:

«Говоря об архетипе земли, нельзя не говорить об архетипе неба и их взаимных соотношениях. Здесь мы тоже сталкиваемся с расчленяющей деятельностью нашего сознания, разрушающего изначальное уроборическое единство взаимно пожирающих друг друга прародителей мира, которые миф помещает внутрь калебасы. И лишь с появлением сознания сыновности происходит отделение неба от земли. Разведя верх и низ, мы сами породили классификацию, согласно которой архетипическое значение Неба связано с символикой верха, света, светлого, мужского и активного, а Земли – с низом, тяжелым, темным, женским и пассивным началом. <…> …символы, группирующиеся вокруг архетипа Земли, обозначают не только нижнее, темное, женское и пассивное, но и посюстороннее, телесное, плотное, материальное и косное, а символы, связанные с небом, наделяются по противоположности атрибутами потустороннего, бестелесного, нематериального, духовного и подвижного. И тенденция подобного подхода, укоренившаяся в человечестве, не изжита до конца и сегодня».

Примечание. Уроборическое единство. Речь идёт о древнейшем символе — Уроборос (свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост). Наиболее распространённая трактовка описывает его как проявление циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти. Эрих Нойман рассматривал этот символ в качестве метафоры для обозначения ранней стадии развития личности, когда ещё нет дуалистического восприятия мира. Окончание этой стадии приводит к отделению эго от родителей мира (отца и матери мира). В этот момент проявляются архетипы Небо и Земля. Поэтому очень логично, что если ортостатику рассматривать как некое явление эго миру, то автоматически появляются и архетипы Небо и Земля. Во всяком случае, если опираться на терминологию Эриха Ноймана.

Но тут есть некоторая терминологическая путаница, о которой имеет смысл рассказать. После жарких споров с супругой я в итоге согласился с её точкой зрения, что небо и земля являются не архетипами, а образами, выражающими основной принцип познания мира — дуализм — так как всё познаётся исключительно в отделении одного от другого. А также образы неба и земли имеют символическую связь с архетипами Отца и Матери.

При этом сам Юнг, когда писал предисловие к другой книге Эриха Ноймана «Глубинная психология и новая этика. Человек мистический», где также образы неба и земли называются архетипами, не стал указывать своему любимому ученику на эту терминологическую неточность, а просто похвалил «автора, который отстаивает свою точку зрения с отвагой и страстью, сопоставимыми с его проницательностью и вдумчивостью». Естественно, что он хвалил своего ученика не за то, что тот назвал архетипами небо и землю, а за «первую достойную внимания попытку сформулировать этические проблемы, возникшие в связи с открытием бессознательного, и сделать их предметом обсуждения».

В итоге я решил сам акцентировать внимание на этой терминологической неточности, так как понимание этого факта предоставляет возможность аналитику шире толковать символику неба и земли в каждом конкретном случае: либо сужая её до проявления отцовского и материнского архетипов в сердечном ритме, и даже конкретизируя до того или иного проявления соответствующих комплексов, либо расширяя толкование до проявления основного принципа познания — дуализма. И уже в этом искать отражение проблем своего пациента. Например, речь может идти об определении ведущего типа взаимодействия человека с миром, и если начать сопоставлять в динамике, в каких жизненных обстоятельствах работает небо, а где земля, где что из них блокируется, истощается или излишне активно, а затем уже делать выводы.

Более понятной эта мысль станет уже на практических примерах в других статьях, где будет проводиться психологический анализ одновременно с анализом сердечного ритма. Примечание. У меня в черновиках лежит большой текст, где я рассказываю о моих поисках связи образов неба и земли как с человеком, так и, в первую очередь, с его сердцем. Но если совсем-совсем кратко:

Образы неба и земли прослеживаются в мистицизме первобытного человека. Они являются центральными фигурами мистерий плодородия, выразившихся в актах любви неба и земли. Затем в религиозном мистицизме происходит разлучение человека с небесной жизнью, теряется райская целостность, заканчивающаяся грехопадением на землю. И они же прослеживаются в психике современного человека, свято придерживающегося материалистической философии, которая, казалось бы «приземлена», но при этом современный человек, как и средневековый мистик, часто стремится сбежать в мир «небесных иллюзий». Сейчас эти «небесные иллюзии» могут приобретать новые причудливые формы, например, выражаться в идее «цифрового бессмертия» (сохраняющего воспоминания человека, но отбрасывающего тленное тело), предлагаемой трансгуманизмом. Но даже без крайностей, предлагаемых трансгуманизмом, многие психологические проблемы современного человека могут быть сведены к противостоянию «чистого» небесного образа и «грязного» земного, который пугает и манит одновременно. Практически все психические реакции человека можно описать в рамках этого дуализма.

А сердце во многих традиционных культурах считается «органом», с помощью которого человек познаёт мир и себя и в том числе, часто можно поставить знак равенства между сердцем и душой. Особенно это характерно для русской народной культуры. Во многих русских фразеологизмах можно заменить слово «сердце» на «душа» при полном сохранении исходного смысла. Вот примеры: душа/сердце переворачивается, душа/сердце разрывается (на части), душа/сердце болит, камень с души/сердца свалился, заглядывать в душу/сердце, всей душой/всем сердцем и так далее.

Поэтому исследование того, как именно взаимоотношения эго и образов неба и земли отражаются в сердечном ритме, по моему мнению, является очень важным способом анализа, который может органично дополнить как юнгианскую аналитическую психологию, так и все трансперсональные школы психологии. И что ещё очень важно, «мнение сердца» может выполнять роль внешнего аналитика при проведении самоанализа. Это хорошо известная проблема, что даже профессиональному аналитику сложно взглянуть на себя непредвзятым взглядом. А тут анализ сердечного ритма становится неким способом взглянуть на себя со стороны. Это будет полезно как людям, занятым саморазвитием, так и профессиональным психологам. И при онлайн-консультациях, когда контакт между аналитиком и пациентом становится зыбким, возможность установить диалог с сердцем пациента делает этот подход очень ценным. Кстати, выражение «установить диалог с сердцем пациента» я использовал не как метафору. За все эти годы, что я занимаюсь консультированием по интернету, я пришёл к стойкому ощущению, что каждый раз, когда я вглядываюсь в ритмограмму сердца, то у меня появляется мистическое ощущение установления связи с сердцем до этого момента незнакомого мне человека, после чего анализ сердечного ритма идёт более продуктивно. И я обращаю внимание всех своих учеников, изучающих искусство анализа сердечного ритма, на этот феномен. Но это я немного отвлекся. В этой статье мы не будем устанавливать мистическую связь с сердцами и ограничимся изучением образов.

Расскажу, как образы, использованные мною для описания физиологических процессов, пересекаются с образами, которые я буду использовать для описания духовно-психологического значения. Речь идёт о связи телесного и психического. Шпоры и уздечка будут относиться к образу Земли, а нагайка к Небу.

Но при переходе ко второй образно-символической системе мы отбросим кавалерийскую терминологию. Образы: нагайка, шпоры, уздечка — полезны лишь для описания механизмов регуляции, то есть когда мы оставались пусть в рамках образной, но физиологии. А когда мы будем исследовать духовно-психологический аспект, то тут нужны другие образы: небо/земля, жар/холод, Анимус/Анима и любовь как объединяющее начало, проявляющееся в динамике. Для этого мы перестанем думать о лошадке и наезднике, а представим смену сезонов и состояния погоды на нашей планете. Я уже описывал этот подход в статье Динамический анализ ритма сердца и зигзагов судьбы в рамках биокибернетики, аюрведы, тибетской и китайской медицины, но сейчас я его немного изменю и добавлю образы ледника и вулкана, они дополнят более глобальный образ земли, а на небе появится тучка, которая закрывает солнце. Я решил, что так будет нагляднее.

Пора вернуться к практике

Давайте снова глянем на первый график — туда, где, чтобы поднять лошадку, наездник немного её пришпорил. Но теперь лошадка ускакала, и мы мыслим в новой образной системе.

В новой образной системе это можно описать, будто проснулся небольшой вулканчик. Это пробудился жар земли. А если говорить про любовные отношения, то это пример земной любви. Я делаю такой вывод, так как небесной динамики нет вообще, работает только жар земли, при этом ледник ему пока не отвечает. Ледник не изменился в размере. Этому графику соответствует образ безответной земной любви. Но динамика всё равно есть. Вулканчик же проснулся. Возможно, что когда он станет сильней, то и растопит ледник. Но, скорее всего, это произойдёт уже на более трудной задаче, чем просто встать с постели и явить себя миру. А тут человек, считает раз немного начал курится дымок над проснувшимся вулканчиком, этого и достаточно.

Итак. В первом примере, чтобы встать, человек не задействовал силу неба. Я не буду этот факт оценивать как плохо или хорошо. Существуют разные стратегии поведения и разные типы отношений между человеком и окружающим миром. И каждая стратегия даёт как свои преимущества, так и свои ограничения. Данный тест лишь показал, что для этого человека естественен земной подход, и он выражается через проявление жара земли. А любые оценки возникнут уже в сопоставлении с психологическим анализом. Ценно, что при этом мы в обоих случаях можем мыслить образно-символическими категориями. И ключ для размышления уже есть. Этот земной процесс и есть блокировка женской энергии, во всяком случае на этапе первой презентации эго.

А вот снова уже знакомый второй пример. График ортостатики спортсмена.

Это тоже вариант земного подхода. Но он выражен не в усилении жара земли, а в ослаблении холода. Образно говоря, уменьшилась площадь ледника. Понятно, что если задача будет более сложная, чем просто встать с кровати, то она потребует мобилизации. Но чтобы выяснить, будет он её решать на земном уровне или обратится за помощью к небу, это уже покажет следующая нагрузочная проба. Например, можно исследовать динамику спектрального анализа до и после тренировки. Но в этой статье я ограничусь примерами с ортостатикой. Сегодня мы будем изучать лишь первый этап встречи человека с миром, заявку «Я есть!». В рамках любовных образов это снова земная любовь, но тут активна женская природа, а мужская на данном этапе заблокирована или в ожидании того, когда будет уместно проявить мужские качества.

Вот ещё интересный пример.

На уровне физиологических образов мы его не рассматривали, давайте это я сделаю сейчас. Всадник задействовал всё, что было в его распоряжении: отпустил уздечку, пришпорил коня и ещё и нагайкой стеганул. В общем, всё очень серьёзно. Интересно, что тут появляется синдром сцепки двух спектральных диапазонов (LF и VLF). Это можно трактовать как некую синхронность в использовании шпор и нагайки. Тут нет предпочтения одного другому (их динамика образует параллельные линии), но смысл этой синхронности проявится только, когда мы переключимся во вторую образную систему.

Тут задача встать с постели, чтобы заявить о себе миру, превращается одновременно в земной и небесный вызов. Синхронно включаются жар неба (тучки уходят в сторону, Солнце приходит в зенит) и жар земли (просыпается вулкан), и одновременно уменьшается холод земли (ледник уползает). Если говорить про любовь, то тут образы небесного и земного мужского начала сливаются в единый образ, а женская часть земли отвечает им взаимностью. При описании на уровне образов шпоры и нагайки смысл этой синхронности был непонятным, но если LF и VLF рассматривать как два варианта проявления мужского качества — только один земной, а второй небесный, то смысл появляется в виде слияния двух мужских проявлений воедино.

В статье Динамический анализ ритма сердца и зигзагов судьбы в рамках биокибернетики, аюрведы, тибетской и китайской медицины я уже рассказывал, что существует упрощённое толкование, предлагающее рассматривать дуальность мужское/женское лишь в балансе LF/HF. Я же предложил более сложную модель, и сейчас её применяю, когда рассматриваю динамическую сцепку LF и VLF как соединение мужских качеств неба и земли. И это при том, что дуальность небо/земля сама по себе уже есть отражение пары мужское/женское. Тем, кто знаком с китайской философией, это будет легко понять, а для тех, кто мыслит в рамках юнгианских архетипов, речь может идти об Анимусе и Аниме, то есть женской части души у мужчины и мужской у женщины. Таким же образом и в мужском небе мы можем найти женскую часть, и в женской земле — мужскую.

Кстати, мои наблюдения показывают, что, как правило, различные блокировки проявления Анимы в сердечном ритме у мужчин приводят к проблемам с партнёршами. И соответственно, блокировка Анимуса у женщин — к проблемам с мужчинами, и даже к невозможности найти своего мужчину. Надеюсь, логика тут понятна?.. Чтобы выстроить отношения с живым мужчиной, нужно выстроить диалог с Анимусом, а если мужские проявления в сердечном ритме заблокированы, то нет ни внутреннего, ни внешнего диалога. У меня в черновиках лежит заготовка статьи «Сердечный ритм и венец безбрачия», но пока я ещё продолжаю сбор материала.

Возвращаюсь к примеру. То, что задействованы все спектральные диапазоны, я трактую как очень энергичную реакцию на мир. Уверен, что это находит своё выражение и в психологических реакциях. И это не хорошо и не плохо. Это просто указывает на сильную живую реакцию у этого человека. Таким образом он заявляет миру, что он есть! Наверняка в некоторых случаях эта заявка будет избыточной, а в других восприниматься как яркая живая непосредственность.

А вот пример, когда силы неба проявлены значительно сильнее, чем силы земли. Земля тут практически стоит под паром, если описать это в рамках земледельческой символики. Кстати, если земля остаётся под паром более одного года, то она уже носит название залежи. Этот образ также можно перенести в психологию.

Это пример ортостатики у женщины после выписки из клиники, где она лежала после нервного срыва. Сам факт, что тут задействован главным образом небесный архетип, причём с очень большим напряжением, указывает на то, что восстановления душевных сил ещё не произошло. А на уровне любовных образов это любовь небесная. Причём безответная и какая-то очень сильно болезненная. Рост VLF составил 14,5 раз (с 316,44 до 4601,7).

Пора поставить более мудрёный пример.

Странность его заключается в том, что снижаются сразу все спектральные диапазоны. Обратите внимание на исходную общую мощность (TP). Она очень велика. Почти 10000 мс^2. Ссылку на нормативы, предложенные ещё в 1996 году, я давал в статье Вариабельность сердечного ритма: забытое наследие космической медицины СССР. Напомню, что считается оптимальным, когда Total power находится в пределах 3466 ±1018 ms^2, а тут в три раза больше. Сам по себе факт, что в положении лёжа была избыточная мощность волн, можно трактовать двояко: это может указывать на большой адаптационный потенциал и на хаотичность в работе систем регуляции. Ясный ответ даёт ортостатика. Снижение мощности в три раза, да ещё вдобавок когда все три диапазона снижаются практически синхронно, указывает именно на то, что в положении лёжа в вариабельности сердечного ритма было много хаоса. Тут и с точки зрения физиологических образов очень странно одновременно ослаблять поводья, переставать хлестать лошадь нагайкой и сжимать её бока шпорами. Спрашивается, зачем тогда в положении лёжа нужно было так активно пользоваться всей этой амуницией? Скорее всего, это делалось, чтобы утихомирить хаос или создать хаос. Тут уж как на это смотреть — как в вопросе «что было раньше — курица или яйцо». Так и тут: это одновременно и энергичная попытка утихомирить хаос и генерация нового хаоса.

Хорошо, что, когда потребовалось мобилизоваться, чтобы встать, этот хаос удалось уменьшить. Но сам факт, что сначала хаоса было очень много, нужно отметить при психологическом анализе. Дуальность хаос/порядок — это важный элемент анализа сердечного ритма, и его разумно сопоставлять с психологическими процессами, также оценивая их в рамках этой дуальности. Слишком много порядка приводит к психической ригидности и трудности восприятия нового опыта, а избыток хаоса погружает психические процессы в туман, затрудняет сделать выбор. Кстати, подобный пример у меня был описан в статье Путешествие к месту силы в сновидении наяву, или мой путь к образно-символическому анализу сердечного ритма. Там я описал случай с бывшим спортсменом. После того, как он бросил заниматься спортом, избыточные ресурсы адаптации, ставшие ненужными при новом образе жизни, привели к росту хаоса как в сердечном ритме, так и в его психологическом состоянии.

Есть ещё один важный параметр, который всегда нужно учитывать при ортостатике. Это динамика средней частоты сердечных сокращений. Она показывает, насколько сильно происходит мобилизация. И тут тоже нас ждёт много интересных открытий. Так, в примере со спортсменом, которому достаточно было отпустить вожжи, чтобы вскочить, его сердечный ритм увеличился с 62.7 до 103.4 уд./мин. Это однозначно гиперадаптивная реакция. Такую реакцию можно трактовать, что если он встал с кровати, то уже сразу готов бежать на поле гонять мяч. Дескать, а иначе, зачем с кровати подняли?..

А если взять пример с дамой после нервного срыва, там ЧСС упала с 84.1 до 73.9. В физиологии такой тип реакции называется синдромом ортостатической брадикардии. В данном случае произошло некритическое снижение ЧСС, но при усилении синдрома можно и в обморок упасть. Исследование, проведённое через две недели, показало уже нормальную реакцию, так что, скорее всего, это было следствием приёма психотропных препаратов или реакцией на их отмену. Так как в психиатрических клиниках никто не проводит исследования сердечного ритма, ведь метод ВСР является забытым наследием космической медицины СССР, то мы уже никогда не узнаем, на каком именно этапе проявилась эта реакция. Это только мне кажется дикостью, что в клинической психотерапии психотропные препараты назначают, а как они действуют на пациентов, не отслеживают? Исследование удалось провести только уже после выписки и в домашних условиях.

Ну и на закуску график, отражающий сложный опыт, поставленный совместно с Тамарой Долухановой (Tamara Doloechanova). Пациентка жаловалась на то, что у неё часто бывает высокое давление и низкий уровень жизненных сил. Тамара провела сеанс терапии с помощью камертонов и поющих тибетских чащ. Использовались следующие камертоны: универсальный камертон ОМ 136,1 Гц, низкий Ом 68,05 Гц, камертоны ЛУНА (210,42 Гц и 105,21 Гц), а также тибетские поющие чаши АСАМА ручной ковки, состоящие из 12 металлов. Согласно исследованиям, проведённым Петером Хессом, именно они обладают наиболее выраженным терапевтическим эффектом.

Во время этого сеанса Тамара регистрировала ЭКГ, затем файлы переслала мне, и я построил график.

Слева направо:
1–2 ортостатическая проба до начала терапии. VLF вырос с 142,9 до 2576,3. Это в 18 раз. Образно говоря, чтобы встать потребовалось 18 ударов плёткой!
3–8 терапия. Сначала были использованы камертоны 3–4, а затем тибетские поющие чаши 5–8. На участке 7–8 происходит рокировка между жаром неба и холодом земли, и она впадает в транс. Полного отключения сознания, конечно, не произошло, да и не было такой задачи. И далее это состояние транса остаётся, причём оно не изменилось и после окончания терапии.
9–10 — ортостатическая проба после окончания терапии. Обратите внимание, что при вставании график остался практически без изменений. Тут что лежать, что стоять — ничего не меняется. Как рассказывает Тамара, обычно такое состояние держится ещё пару часов. Естественно, что за руль в таком состоянии садиться нельзя. Пациентов, как правило, сопровождает кто-нибудь из родственников, помогает им дойти до машины, довозит до дома, где человек ложится спать.

Что произошло?

Прежде всего, произошло «стирание» программы «самобичевания». Согласитесь, 18 ударов плёткой — это как бы слишком много, чтобы просто встать с кушетки. Физиологической необходимости в этом точно не было, так как после сеанса она смогла встать без единого удара плётки. Получается, что ортостатика до начала сеанса была отражением, прежде всего, её духовно-психологического состояния. Важно, что это поняла пациентка. Причём это было понимание, пришедшее через опыт: погружение в транс, ощущение «отсутствие ума», растворение — всё это привело к осознанию, что она сама себя накручивает, и тело реагирует на это высоким давлением.

Что будет дальше?

Это уже во многом зависит от внутреннего настроя пациентки. Сеанс вибро-звуковой терапии вывел на сознательный уровень скрытые страхи: остаться одной, потерять работу, потерять остатки здоровья. Если описать это в биокибернетических образах, то старую программу страхов стёрли, но конкретно в этом случае дальше не пошли. В принципе, у Тамары есть методики, которые, образно говоря, можно назвать «загрузкой новой программы», но тут многое зависит и от пациента — он должен решиться. А насколько готов измениться человек, это важный вопрос, но ответ на него всегда индивидуален.

Тех, кого заинтересовала вибро-звуковая терапия, обращайтесь к Тамаре. Её кабинет Body Mind Healing находится по адресу: Blekerstraat 119, 1315 AD, Almere, The Netherlands (Nederland).
Email: tamara@bodymindhealing.nl
Тел: 06 41 450 762
Пандемия рано или поздно закончится, так что те, кто живёт или бывает в Европе, имейте в виду, где можно пройти курс вибро-звуковой терапии. Естественно, что при этом можно будет провести анализ сердечного ритма и получить интерпретацию в рамках образно-символического подхода.

Небольшой анонс

Скоро я допишу статью, где будет показана динамика ортостатики до и после сеанса психологической терапии. К специалисту интегративной психотерапии Тамаре Долухановой (Tamara Doloechanova) обратилась мать, которая привела к ней на сеанс свою дочь. Девушка просиживала в интернете на сайтах потенциальных самоубийц в поиске наиболее лёгкого способа ухода из жизни. В данном случае Тамара использовала свою авторскую методику, сочетающую элементы нескольких методик: регрессионная терапия, психологический рисунок, коррекция первого шейного позвонка «Правка атланта», «Квантовое прикосновение» (Quantum Touch) и другие психотерапевтические техники. Терапия уже закончилась, и контрольные обследования тоже. Все графики динамики сердечного ритма построены, так что уже скоро материал будет готов.

А я сейчас хочу обратить внимание на сам факт, что использование двух ортостатических проб делает наглядным влияние любой терапии. В данной статье был показан эффект от вибро-звуковой терапии с использование камертонов и поющих тибетских чаш, но этот же подход можно применить к абсолютно любой терапии. Конечно, не всегда есть возможность писать ЭКГ в течение всего сеанса, понятно, что провода могут мешать, но можно ограничиться ортостатикой до и после сеанса. Это уже будет очень информативно, так как отразит изменение взаимоотношений эго и внешнего мира.

Что я предлагаю?

Всем, кого я смог заинтересовать идеей исследовать отношения эго и внешнего мира, приглашаю пообщаться со мной. Я приглашаю к общению как профессионалов, чтобы помочь им начать использовать анализ сердечного ритма в своей практике, так и обычных людей, которых волнует их телесное, психическое и духовное здоровье. Вариантов того, что можно сделать, чтобы улучшить состояние человека и преодолеть кризис, существует очень много, но важно при этом научиться понимать, что об этом говорит сердце. В ситуации, когда оборудование для записи ЭКГ очень доступно по цене (вариант за 3500 р. USB-приставка "ECG Lite" с электродами-прищепками и вариант за 2600 р. с одноразовыми электродами), программное обеспечение вообще бесплатно, а тут, я ещё, вдобавок, открыл образный язык для общения с сердцем), освоить это теперь должны вообще все. Задача — научиться понимать язык сердца должна стать обязательным делом для каждого человека. Как 100 лет назад стояла задача распространения всеобщей грамотности, так сейчас стоит задача изучитье язык сердце. Всем, кто хочет вписаться в Зигзаги судьбы, это актуально. А то, что зигзаги только начались, надеюсь, уже все поняли.

Всем, у кого возник вопрос к своему сердцу, напишите мне на e-mail: leonid.doroshenko@gmail.com
В письме кратко сообщите, кто вы и что вас волнует. А в ответном письме я сообщу свой номер телефона (Viber, WhatsApp, Telegram), и затем мы вместе попробуем поговорить с вашим сердцем и получить ответ на волнующий вопрос. Вопросы могут быть из любой сферы жизни: любовь, отношения, здоровье, карьера. Сердце реагирует на всё, что имеет значение в жизни.